Строишь бизнес? Получай БОЛЬШЕ денег, трать МЕНЬШЕ времени

Обсуждения

Не поддавайтесь стереотипам

Не поддавайтесь стереотипам!Всем нравятся сказки. В том числе, истории о компаниях с безупречными репутациями и безукоризненными стратегиями, которыми управляют суперэффективные менеджеры.

Всем нравятся истории успеха эффективно работающих компаний. Это так заманчиво – почитать, как “поднялся” какой-нибудь нашумевший уже стартап и начать в своем коллективе применять его приемы.

Увы, если бы все было так просто, вокруг нас не тонули бы сотнями начинающие бизнесы.

К сегодняшней публикации меня подтолкнула тенденция, которую я наблюдал еще в период активной разработки корпоративных web-сайтов, наблюдаю и сейчас, разрабатывая мероприятия по развитию бизнеса клиента. Тенденция в том, что мой клиент и тогда, и сейчас, найдя себе в своей нише рынка “кумира”, образец для подражания просит, чтобы для него все делалось именно так, как делается на этом предприятии.

И раньше, с сайтами, и нынче с бизнесом в целом я обычно спрашиваю своего клиента, почему он так уверен в эффективности шаблона, на котором настаивает. И чаще всего слышу “так они же растут (подразумевается, богатеют)”. Почти всегда беседа обрывается на моем следующем вопросе: “Это происходит благодаря шаблону (сайту, принятым у них технологиям продаж и проч.) или вопреки? То, что они придумали, их развивает или тормозит?”

Я не просто так спрашиваю. Как известно, набрать бочку воды из колодца за одинаковое время можно и чашкой, не проливая ни капли, и ведром, безбожно расплескивая воду вокруг. Перенести тяжелую коробку от машины к дому можно на тележке, тогда это сделает даже изящная девушка, а можно, если вы самоуверенный габаритный силач, обхватив ее руками, смяв углы, ударив по дороге об столб, а в конце вообще волоча по асфальту. Результат тот же, издержки разные.

Кто-нибудь слышал о компании-лидере, которая добилась успеха благодаря постоянному бездумному копированию чужих действий? Если такое копирование и срабатывает, то во-первых, не дальше определенной точки роста (и то в своем развитии вы будете постоянно позади вашего “образца”), во-вторых, только после подробного анализа, понимаете ли вы, что именно “выстрелило” и получится ли у вас это повторить.

Да и относительно самих успешных технологий. Компании и их руководители – как и все мы – склонны преувеличивать свои достижения и скрывать провалы. И если компанию преследует неудача – после слияния с другой компанией, внедрения новых технологий или презентации нового продукта, – руководство рискует репутацией и стремится увести этот факт в тень. Мы знаем, ЧТО они делали, но результат, который мы знаем, мог быть достигнут совсем не в результате ЭТИХ действий.

Часто деловая пресса, бизнес-школы и сами компании рисуют искаженные картины того, что привело их к успеху, какой вклад в развитие компании внесло их руководство. Но если вы хотите, чтобы ваш бизнес работал лучше, необходимо иметь правильные представления о том, что как на самом деле принимаются решения, выбирается руководство компаний, принимаются стратегии развития и так далее.

Бизнес-мифы, которые в той или иной степени есть у каждой компании, появляются различными способами, но в подавляющем большинстве случаев они так или иначе связаны с управленческой практикой, которую, опять же благодаря этим мифам, ошибочно принимают за успешную. Например, методика «Шесть Сигм» стала популярной из-за того, что в свое время компания General Electric широко ее внедрила. Однако GE была весьма успешной еще до использования этой методики, поэтому ее успех нельзя объяснить «Шестью Сигмами». Однако, несмотря на это, все сказали: «Если GE использует это, то это, должно быть, хорошая штука».

Иногда та или иная практика создается в четких условиях, например, в определенную эпоху в определенной стране, где и становится успешной. Например, метод Всеобщего управления качеством, получивший широкое распространение в Японии в 1980-е годы. Совсем не значит, что эта же самая практика будет хорошо работать в других обстоятельствах.

Выявить управленческие мифы достаточно проблематично, потому что со стороны создается впечатление, что они приводят к успеху, хотя на самом деле это не так. Но первая компания, которая развенчает миф и пойдет другим путем, может сорвать банк и стать очень успешной. Возьмите в качестве примера компанию Southwest Airlines, которая разрушила стереотипы, свойственные своему бизнесу благодаря снижению цен на авиабилеты.

Может показаться странным, но компании сами благоволят этим мифам. Мифы в деловой среде распространяются подобно вирусам. Эти смертоносные клетки выживают, несмотря на то, что уменьшают шансы на жизнь своего хозяина, за счет того, что не убивают его молниеносно и легко распространяются. То же самое происходит и с мифами деловыми. До того, как они успеют существенно навредить компании, они уже успевают заразить другие фирмы, и руководство компаний не может установить причинно-следственную связь между практикой, заимствованной несколько лет назад, и настоящими проблемами.

С помощью тщательного количественного исследования можно доказать, что многое в бизнесе не работает так, как все думали. То есть все думают, что результат достигается за счет способа Х. Однако в ходе исследования удается выяснить, что к этому результату приводит способ Y, а Х вообще приносит больше вреда, чем пользы. Такая картина наблюдается в компаниях из самых разных сфер деятельности. Люди были уверены, что что-то работает в их бизнесе, а что-то нет. И они ошибались. Такие знания дают возможность определить, где именно есть смысл сделать ставку на инновации.

Конечно, стереотипы могут ускорять процесс принятия решений. Стереотипы и другие умственные модели играют роль своеобразных «помощников» – нельзя ведь каждый раз изобретать велосипед, когда возникает схожее затруднение. В этом плане мифы имеют свои преимущества. Однако из-за них же мы часто пропускаем мимо оригинальные альтернативные решения, и делаем это только потому, что они не похожи на привычные схемы. Вот почему иногда революционные бизнес-идеи в течение долгого времени остаются незамеченными и нереализованными – люди думают, что они не будут работать только потому, что никто не делал этого раньше. К тому времени, как менеджеры понимают выигрышность своей идеи, становится слишком поздно – она попадает в руки к другим и становится их козырем. Привести примеры можно из самых разных сфер бизнеса. Это и создание бюджетных авиакомпаний, и появление малогабаритных фрезерных станков в сталелитейной промышленности, и даже появление пароходов в период, когда грузы перевозили на парусных лодках.

У большинства компаний стратегии вообще нет. Они просто делают то, что делают, особенно не задумываясь о том, почему то, что они делают, является хорошим набором вариантов и как это обеспечит компании конкурентное преимущество. Действительно инновационные компании с четкой стратегией, которая сотворила с их бизнесом революцию, например, IKEA, Southwest Airlines, CNN, честно рассказывают о том, что никогда ничего не придумывали и не планировали заранее, а многое произошло с ними благодаря везению. Их заслуга в том, что они смогли разглядеть эту «удачу» и использовать ее себе на пользу.

Лучшие компании, возможно, в свое время пошли на очень большой риск и им повезло. На одну компанию, которая рискнула и сорвала джек пот, приходится 99 компаний, которые также рискнули, но проиграли все и ушли на дно. Однако об их неудачах вы никогда не услышите в новостях. А узнаете именно о той одной-единственной компании, которой все-таки повезло. Действительно хорошие компании, которые тщательно управляют рисками и не бросаются в омут с головой, конечно, преуспеют, но их успех не будет столь оглушителен. И учиться следует именно у этих организаций, а не быть ослепленными успехом тех, кто, если разобраться, получил его нечаянно.

Успешные компании и их руководство управляют своей удачей сознательно. Это значит, что они ставят эксперимент за экспериментом до тех пор, пока не создадут настоящий хит. То есть вы не можете полностью запланировать успешную стратегию, но можете сделать многое, чтобы ее обрести.

Что касается влияния на процесс внешнего консультанта, то возможность взглянуть на бизнес со стороны может быть очень полезной. Эти люди со стороны не связаны привычными мифами, стереотипами работы и привычками, – тем, о чем мы говорили выше. Отрицательный аспект работы консультантов заключается в том, что пусть и неумышленно, но они тоже создают управленческие мифы. Эти мифы, в свою очередь, подобны вирусам, а консультанты являются их «переносчиками». Независимое консультирование имеет свои сильные и слабые стороны. Откажитесь от услуг консультанта из-за боязни пострадать из-за негатива – и вы откажетесь от позитива тоже.

Подведу черту.

  1. Если на начальном этапе для ускорения старта и пользуетесь чужими шаблонными приемами бизнеса, тщательно разберитесь, что в них работает, а что – нет и почему так.
  2. Постоянно тестируйте варианты, идеи и методы работы. Для анализа тестирования ведите строгий учет всех аспектов бизнеса, не только материальных, но и времени, и прочих.
  3. Если быстро нащупали удачный вариант, используйте его, параллельно совершенствуйте и тестируйте вариации этого варианта.
  4. Чтобы внести свежую струю в свои бизнес-технологии, а также быстро организовать относительно малобюджетное тестирование и учет, воспользуйтесь услугами внешнего консультанта. Не навязывайте ему свои решения, но и к его рекомендациям отнеситесь трезво.

Как известно со школьных лет, практика – критерий истины. Любое предложение, любой шаблон нужно проверить реальностью и отобрать то, что дает наибольший эффект.

Бизнес без правил. Как разрушать стереотипы и получать сверхприбыльМного рецептов, как и зачем нарушать стереотипы – в книге
Бизнес без правил. Как разрушать стереотипы и получать сверхприбыль

P.S. Интересный материал? Полезный? Пожалуйста, оставьте комментарий - ваше мнение, впечатления, мысли.
Дополняйте, спорьте! Задавайте вопросы, рассказывайте о своем опыте, указывайте на ошибки и неточности.
Если вы действительно хотите читать здесь интересные и полезные статьи, не стесняйтесь и не ленитесь комментировать!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>